Стационар:
ул. Протозанова 7,
8(7232) 60-28-01, 20-85-71,
706204, 87055698998

Консультативно-диагностический центр: пр. Ауэзова 26, 8(7232) 56-98-99, 87010569889
8707-569-89-98, 8776-569-89-98
Email регистратуры ВКОБ: reg_ob@mail.ru

28.03.2024

Б.Токежанов: минздрав принимает все меры для искоренения коррупции...

О мерах, предпринимаемых Министерством здравоохранения РК по профилактике коррупции и повышению доверия населения, рассказывает ответственный секретарь ведомства Болат Токежанов в интервью Zakon.kz.

- Болат Турганович, расскажите, пожалуйста, какая работа проводится Минздравом по профилактике коррупции.

- В сфере противодействия коррупции нами реализуется Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы, План нации «100 конкретных шагов», Комплексный план по формированию антикоррупционной культуры в обществе на 2017 год, утвержденный председателем Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции РК, также План мероприятий по противодействию коррупции Министерства здравоохранения РК.

В рамках реализации поручения главы государства по профилактике коррупционных нарушений в июне текущего года мы совместно со Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета запустили акцию «Жәрдем-Содействие». Медицинский работник или пациент, который столкнулся с финансовыми нарушениями в сфере здравоохранения (несвоевременная выплата заработной платы, коррупция, поборы и т.п.), мог направить обращение с пометкой «Жәрдем-Содействие» на электронный адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. нашей подведомственной организации – Республиканского центра развития здравоохранения. Полученную информацию РЦРЗ направлял на рассмотрение в Счетный комитет для расследования и принятия мер контроля. Данная акция была направлена на укрепление гражданской сознательности, а также повышение прозрачности, открытости и оперативности в выявлении фактов финансовых правонарушений в системе здравоохранения.

На заседании Общественного Совета Минздрава в сентябре 2017 года были обсуждены системные проблемы в части развития отрасли здравоохранения.

Республиканским центром развития здравоохранения также проведен онлайн-опрос населения и общественности регионов по вопросам эффективного функционирования системы здравоохранения, анализ высказанных жалоб, проблем и предложений. Итоги данного мероприятия также были рассмотрены на заседании Общественного совета в ноябре этого года с участием представителей Счетного комитета, сформированы рекомендации и риски с точки зрения качества и доступности оказания медицинских услуг.

- Какие проблемы системы здравоохранения выявлены по итогам данной антикоррупционной акции?

- По итогам проведенной акции были выявлены 6 основных групп проблемных вопросов в системе здравоохранения. Это вопросы организации медицинской помощи, качества медицинских услуг, кадрового обеспечения и образования, лекарственного обеспечения, автоматизации и информатизации процессов и низкая заработная плата медицинских работников.

На основании проведенного анализа проблем и имеющихся рисков в сфере здравоохранения, нами проводится работа по трем основным направлениям, таким, как: совершенствование законодательства, повышение эффективности управления в сфере здравоохранения, транспарентность и отзывчивость.

- Вы затронули вопрос совершенствования законодательства. Глава государства в своем Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» поручил законодательно ввести регулирование цен на все лекарственные средства. Какие принимаются меры по недопущению необоснованного роста цен, закупу лекарств?

- В реализацию Послания главы государства разработан законопроект по регулированию цен на лекарственные средства: с 1 октября 2018 года - на препараты рецептурного отпуска, а с 2023 года - на все остальные. Это позволит повысить экономическую доступность лекарственных средств. Законопроектом также предусмотрено внедрение Правил этического продвижения лекарственных средств, что приведет к снижению их необоснованного назначения.

Острым остается вопрос потребности в лекарственных средствах в медицинских организациях. В связи с чем, в ходе исполнения бюджета в целях определения достоверности предоставленных данных регионами, в апреле текущего года нами были направлены письма в регионы о предоставлении данных по остаткам лекарственных средств.

Подготовлены в новой редакции Правила закупа лекарственных средств и Правила закупа услуг по их хранению и транспортировке: вводится предварительный квалификационный отбор потенциальных поставщиков лекарственных средств. До проведения основного тендера проводится оценка на соответствие квалификационным требованиям. Данная практика активно применяется в закупе препаратов в ЮНИСЕФ, а в Казахстане широко используются компаниями «Самрук-Қазына», Тенгизшевройл.

Это позволит сократить время рассмотрения тендерных заявок, обеспечить проведение «быстрых аукционов», гибкость и оперативность процесса; процесс проведения предварительного квалификационного отбора - для исключения субъективного подхода.

Во исполнение протокольных поручений главы государства, данных на расширенных заседаниях Правительства и совместном заседании обеих палат Парламента в феврале, августе и в сентябре текущего года нами поэтапно проводилась проверка медицинской техники, закупленной подведомственными организациями Министерства и управлениями здравоохранения регионов в период с 2012 по 2016 год. Выявлены системные проблемы - самостоятельный закуп без проведения экспертизы стоимости, закуп без сервисного обслуживания, без указания модели в соответствии в регистрационным удостоверением - которые прямым образом влияли на стоимость закупаемой медицинской техники.

В целях предупреждения нарушений по закупу медицинской техники предусматривается: требование о наличии обязательной экспертной оценки в части технического обоснования и ее стоимости, утвержденной приказом Министра здравоохранения; отказ от централизованного закупа дорогостоящего оборудования за счет бюджетных средств, внедрение эффективной сервисной и контрактной модели ГЧП и заключение прямых контрактов с производителями медтехники. Расширится возможность приобретения медицинской техники на условиях лизинга. Только за последние 3 года всего на условиях лизинга приобретено 324 единицы медицинской техники на сумму более 6 млрд тенге.

- Минздравом проводится большая работа по дерегулированию. Расскажите, пожалуйста, об этом.

- Ключевым направлением мы рассматриваем снятие административных барьеров. В рамках проекта «Дерегулирование» пересматриваются требования к проверкам в сферах контроля лекарственных средств и медицинской техники, качества медицинских услуг, в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия с целью их минимизации и снятия чрезмерного государственного регулирования.

В рамках данного проекта определен перечень из 17 контрольно-надзорных функций, исключаемых из компетенции Министерства; оптимизированы санитарно-эпидемиологические требования и сокращено количество проверок; сокращен перечень заболеваний, лечение которых запрещается в негосударственном секторе здравоохранения; также сокращены на 22% и 30% формы отчетной и первичной медицинской документации.

Реализация мер по дерегулированию позволит повысить прозрачность процесса государственного регулирования частного предпринимательства в сфере здравоохранения; усилить роль профессионального медицинского сообщества в вопросах управления сферой здравоохранения и создать условия для развития саморегулирования; также стимулировать развитие частного сектора, в том числе через расширение его присутствия в гарантированном объеме бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и обязательном социальном медицинском страховании (ОСМС).

- С 1 января 2018 года Фонд социального медицинского страхования будет являться единым стратегическим закупщиком медуслуг. Что это даст?

- С целью справедливого распределения бюджетных средств для выбора поставщика медицинских услуг в рамках ГОБМП разработаны новые Правила, где Фонд социального медицинского страхования с 1 января 2018 года будет являться единым стратегическим закупщиком.

Новыми Правилами предусматривается: прозрачная процедура посредством автоматизации основных процессов; снижение барьеров для частных медорганизаций; размещение объемов без проведения процедур закупа для объектов ГЧП (на 3-5 лет) и создание комиссий по закупу на центральном и региональном уровне с участием НПП, НПО и профсоюзом медработников.

Мониторинг исполнения договорных обязательств будет основан на оценке удовлетворенности пациентов, и, как следствие, повышение качества медицинских услуг.

Фонд, как стратегический закупщик, будет оценивать качество работы медицинских организаций через обратную связь с населением посредством применения IT-технологий (мобильное приложение), а также внедрением системы управления рисками.

- Одним из приоритетных направлений госпрограммы «Денсаулық» на 2016-2019 годы является совершенствование системы корпоративного управления путем расширения полномочий наблюдательных советов. Насколько успешно реализуется данная задача?

- Глава государства в 81 шаге Плана нации «100 конкретных шагов» в целях повышения доступности и качества услуг поставил задачу обеспечить переход медицинских организаций на принципы корпоративного управления.

В этой связи, медицинские организации поэтапно переводятся в предприятия на праве хозяйственного ведения с созданием наблюдательных советов, акционирования, предоставлением большей самостоятельности в принятии управленческих решений.

К примеру, в Казахском национальном медицинском университете им. С. Асфендиярова создан Наблюдательный совет по всем правилам корпоративного управления. В состав вошли представители бизнес-сообщества и НПО. И независимыми директорами на первом же заседании был поставлен вопрос об эффективности финансово-хозяйственной деятельности.


- Цифровизация является эффективным инструментом снижения коррупционных рисков. Какая работа проводится в этом направлении?

- В настоящее время продолжается оцифровка всех бизнес-процессов. К 2020 году мы максимально проведем эту работу на центральном уровне и через медицинские информационные системы регионов.

Все информационные системы здравоохранения - их сегодня 22, должны быть прозрачны как для государственных и частных клиник, так и пациентов.

Немаловажной задачей является обеспечение доступа потребителя к данным информационным системам через личный кабинет пациента и статус пользователя порталами.

Внедрение мобильной медицины позволит обеспечить прозрачность и удобство использования: при прикреплении к поликлинике, выборе стационара для госпитализации, записи на прием к врачу, получении результатов исследований, выписке рецептов на лекарства и другое.

Важным элементом является переход на электронные закупки лекарств. В срок до 1 января 2018 года планируется переход Единого дистрибьютора на электронные закупки; до 1 июня 2018 года - переход на электронные закупки остальных организаторов закупок в рамках ГОБМП. Преимущества: повышение прозрачности и открытости процесса; упрощение процедур и снижение административных барьеров и отсутствие личного контакта с потенциальными поставщиками.

Автоматизация государственных услуг также минимизирует коррупционные проявления. В настоящее время Министерство оказывает 39 госуслуг, из них 22 автоматизировано. По остальным проводится работа по их автоматизации.

- Что скажете об инвестиционных проектах?

- Финансирование инвестиционных проектов на развитие системы здравоохранения находится на нашем постоянном контроле и мониторинге.

В рамках Послания Главы государства народу Казахстана «Построим будущее вместе!» с 2011 по 2016 годы реализован проект «Строительство 350 врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и поликлиник».

Завершено строительство 348 объектов, из них: 31 поликлиника, 287 врачебных амбулаторий и 30 фельдшерско-акушерских пунктов на общую сумму 72,5 млрд тенге.

- Каким образом осуществляется обратная связь с населением?


- Для повышения эффективности работы государственных органов, их подотчетности необходима обратная связь с населением, бизнес-структурами и поставщиками услуг.

Требованием времени является активизация деятельности в интернет-ресурсах и социальных сетях. В текущем году обновлены сайты Министерства и управлений здравоохранения регионов, подведомственных организаций. Имеются аккаунты в социальных сетях. Число подписчиков в Фейсбуке Министерства на сегодняшний день составляет более 13 тысяч человек, твиттере - около 15 тысяч. Население ежедневно обращается с интересующими их вопросами/жалобами на страницах социальных сетей. В среднем в день на блог Министра и в социальных сетях поступает до 20 обращений.

На сайтах медицинских организаций страны также имеется блог руководителей, где можно задать любой вопрос либо жалобу. Для улучшения работы с населением через интернет связи актуализирована обратная связь (электронные адреса организаций). Информация на сайтах организаций здравоохранения дублируется на страницах социальных сетей Facebook, Instagramm.

С целью мониторинга и определения качества оказания медицинских услуг, доступности и своевременности, активизирована работа всех 16 региональных Саll-центров по принципу «здесь и сейчас». В Call-центры регионов чаще всего обращаются с вопросами несвоевременного лекарственного обеспечения в рамках ГОБМП, недоработки в работе регистратуры и организации приема больных в поликлиниках, обслуживаниея вызовов на дому и др. Ввиду большого количества поступающих обращений, предложена модель системной работы с ними, внедрена схема реагирования на негативные публикации в социальных сетях.

Кроме того, обращения граждан поступают на блог министра, ведется личный прием граждан, работа общественной приемной в Нур-Отане.

С 2015 года при Министерстве здравоохранения РК функционирует Объединенная комиссия по качеству медицинских услуг, Формулярная комиссия по лекарственным средствам, в составе которых значительно увеличено представительство НПО (до 60% профессиональные медицинские ассоциации, общественные организации по защите прав пациентов и др.).

Министерством в соответствии с международным опытом начата работа по передаче функций госоргана профессиональным медицинским ассоциациям в части разработки и утверждения стандартов оказания медицинской помощи, совершенствования клинических протоколов диагностики и лечения, проведения повышения квалификации и переподготовки медицинских работников, их аттестации, сертификации и лицензирования, а также аккредитации медицинских организаций и т.д.

Министерством и впредь будут предприниматься все меры, предусмотренные законодательством для искоренения коррупции и повышения уровня доверия граждан к системе здравоохранения.

Источник материала является веб-сайт Zakon.kz

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Контактные данные

Республика Казахстан, город Усть-Каменогорск

Стационар:

ул. Протозанова 7, 8(7232) 60-28-01, 20-85-71

Консультативно-диагностический центр:

пр. Ауэзова 26, 8(7232) 56-98-99

Email регистратуры ВКОБ:

reg_ob@mail.ru

Социальные сети